Версия сайта для слабовидящих

СКОРО ШКОЛА!?

СКОРО ШКОЛА!? 13.04.2015

Еще совсем недавно ваш малыш начал ползать, ходить, говорить, а уже пора в школу. Многие родители с тревогой ожидают этого дня – а вдруг мой ребенок не приживется в школе? А вдруг ему будет трудно общаться с одноклассниками или учительницей? И еще миллион «вдруг». Предлагаю разобраться, насколько болезненной может стать учеба для вашего ребенка и как можно помочь ему сделать школьный старт более спокойным и беспроблемным. Адаптация – это приспособление организма к окружающим условиям. В рамках учебного процесса такими условиями является следующее.

  1. ЗДОРОВЬЕ. Постоянные ОРВИ, гриппы, ангины, бронхиты – это очень серьезно. Любое из этих заболеваний (а особенно если они частые) значительно снижает возможности организма ребенка, создает фон повышенной утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушений поведения и, как следствие, низкой успеваемости в школе. Часто болеющий ребенок, помимо учебы, пропускает много важного и интересного: экскурсии, внеклассные праздники, общие дела – и в результате может оказаться «на обочине» жизни класса.
  2. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. У детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих – не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются неполадки со здоровьем. Готовить ребенка к школе – это не значит проходить с ним программу первого класса. Даже умение читать не является определяющим. Для учителей одним из важнейших качеств является умение слушать и слышать – все остальное прилагается. Среди видов готовности различают следующие: - физическая (физиологическая); - эмоциональная; - интеллектуальная; - мотивационная. При достаточном развитии всех составляющих можно говорить о том, что ребенок готов к началу школьного обучения, а значит, нет дополнительных факторов, мешающих адаптации к школьному обучению.
  3. РЕЖИМ ДНЯ. Очень важно подготовить ребенка к новому распорядку, особенно это касается детей, которые не посещали детский сад и привыкали просыпаться ближе к обеду. Учитывая, что первый урок начинается в 8:30, в школу необходимо приходить в 8:10. За 20 минут ребенок имеет возможность спокойно переобуться, снять верхнюю одежду и пройти в класс. Опоздание – большой стресс для первоклассника, ведь он оказывается на виду у всего класса в невыигрышной для себя ситуации. Если до начала обучения в школе в режим ребенка входил послеобеденный сон, сохраняйте его. Для шестилетки учеба становится серьезным испытанием, как на физиологическом, так и на эмоциональном уровне, а сон или послеобеденный отдых очень хорошо восстанавливает силы. Поиграйте с ребенком в волшебников, которым предстоит расколдовать несчастных гномиков. Этих страдальцев заколдовала злая колдунья: все их дела перепутались и делаются не вовремя, и поэтому у гномиков много проблем. Для этой игры необходимо сделать карточки, на которых отмечены основные составляющие режима дня вашего ребенка: проснулся, умылся, почистил зубы и т.д. рядом с карточкой указываете время, когда это действие выполняется. Ребенок в свободном диалоге с вами «расколдовывает» гномиков. Итогом вашей игры должен стать составленный ребенком удобный и логичный с его точки зрения режим дня. Эти карточки желательно разместить в детской комнате.
  4. ДРУЗЬЯ. Если есть возможность, приглашайте одноклассников вашего ребенка в гости, лучше не больше одного-двух человек за один раз. Это поможет вам познакомиться с друзьями сына или дочери, а у маленького ученика появится повод для разговора в школе: «Помнишь, как мы вчера здорово играли!»
  5. УЧИТЕЛЬ. Постарайтесь стать для учителя если не другом, то хорошим знакомым, союзником. Предупредите его об особенностях характера вашего ребенка – этим вы существенно облегчите задачу знакомства педагогу, и ребенку. Узнавайте, как чувствует себя ваш сын или дочка на уроке, чем занимается на перемене. Ваша заинтересованность поможет своевременно разрешать возникающие проблемы, с минимальными усилиями.
  6. УСПЕХИ В УЧЕБЕ. Успешность выполнения школьных заданий зависит от следующих показателей: - развитие познавательной сферы: память, внимание, мышление, речь; - развитие мелкой моторики; - умение работать самостоятельно; - умение действовать по образцу; - умение работать в паре. Все вышеперечисленное дает хорошую базу для того, чтобы ребенок ощущал себя уверенным на уроке, создает ситуацию успеха, а значит, дарит массу положительных эмоций. Помогите своему ребенку понять и принять школьные правила, научиться взаимодействовать с учителем и одноклассниками – и тогда его адаптация к школе пройдет легко и спокойно.

Советы родителям:

  • Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
  • Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
  • По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.
  • Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  • Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.
  • Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дошкольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста.

Возврат к списку

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Карта сайта
Разработка и поддержка сайта