Версия сайта для слабовидящих

Семинар-практикум для родителей детей, посещающих занятия на логопункте детского сада «Моя мама – логопед!»

Семинар-практикум для родителей детей, посещающих занятия на логопункте детского сада «Моя мама – логопед!» 25.01.2016

Цель: Создание единого речевого пространства развития ребенка посредством тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей

Задачи:

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
  2. Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, повышение их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  3. Обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Ход семинара:

Учитель- логопед: Добрый вечер! Очень рада, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Рассаживайтесь поудобней и попрошу вас взять тетрадь для домашних заданий вашего ребенка.

Правильная речь ребенка - важное условие его нормального развития, и в дальнейшем успеваемости в школе. Чем она внятнее и выразительнее, тем легче ему выразить свои мысли, тем легче будут формироваться взаимоотношения с детьми и взрослыми. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии ребенка. Если родители уклоняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно - воспитательного процесса.

Научившись произносить поставленный звук изолировано, ребенок не сразу использует его в своей речи. Наступает сложный и длительный этап логопедической работы - автоматизация звука. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления. Одно из обязательных условий успешной автоматизации- закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.

- Итак, начнем нашу встречу со знакомства.

«Знакомство» (мама называет имя своего ребенка и его речевые нарушения).

Учитель- логопед: Предлагаю вам вспомнить этапы работы над формированием правильного звукопроизношения и подробно поговорить о каждом из них.

1. Артикуляционная гимнастика (выполняют и показывают родители по одному упражнению для губ, языка, щек, опираясь на схемы).

2. Работа над речевым дыханием

Правильное дыхание важно для звучания речи . Поскольку речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления, длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить длинные фразы и предложения. Не у многих детей сформирован сильный ротовой выдох.

Давайте вспомним, какие упражнения способствуют развитию правильного речевого выдоха. («Футбол», «Фокус», «Надувание воздушных шаров», «Выдувание мыльных пузырей», «Флюгер»)

Правила выполнения дыхательных упражнений: Вдыхать мягко и коротко, но при этом достаточно глубоко, выдыхать- длительно и плавно, следить за тем, чтобы, во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались плечи и не надувались щеки. На начальном этапе их можно придерживать ладонями.

3. Развитие мелкой моторики

«Рука - это мозг, выдвинутый вовне», - говорил философ Квант. О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Учёные пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Какие игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики и как в них играть с ребёнком дома?

(вырезывание из бумаги, перебирание крупы, шнуровки, массажные шарики, пазлы, выкладывание из палочек узоров по схеме, аппликация из бисера, бумаги, лепка из пластилина, рисование, изготовление бус из макарон и т. д)

4. развитие фонематического слуха.

Для того, чтобы ребенок правильно произносил какой-либо звук, нужно, чтобы он умел его различать на слух в ряду других звуков. Какие игры и упражнения способствуют этому?

(«Где звучит?», «Поймай звук», «Кто позвал», Исправь ошибку» )

Итак, звук вызван, теперь необходимо его закрепить, то есть ввести в речь или автоматизировать.

Для закрепления изолированного звука используется звукоподражание:

Звук С- песенка водички, насос качает колеса,

Звук З- звенит комар

Звук Ш- змея шипит

Звук Ж- жук жужжит

Звук Л- пароход гудит

Звук Р- рычит папа тигр, « Катаемся на машине»

Звук р- рычит тигренок.

«Звуковые дорожки»

Когда звук четко произносится ребенком изолировано, автоматизируем его в слогах. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний- мало интересный для ребенка вид работы. Если к этому приему подключить игровые приемы, зрительный и слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, поскольку даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание , мелкую моторику и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах

( Каждый палец соприкасается с большим пальцем и произносится слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполняются попеременно и одновременно обеими руками, «Пальчики шагают», выкладывать счетные палочки- на каждый цвет- определенный слог, «Пальчики катятся по радуге» и .т.д)

После того, как ребенок четко произносит звук изолировано и в слогах, начинается новый этап работы- автоматизация звука в слове. Однако, поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятии с логопедом.

Звук автоматизируется в начале слова, в середине, в конце. Здесь помогут нам специально подобранный картинный материал, дети проговаривают названия картинок.

На этом этапе очень хорошо проговаривать чистоговорки : ша-ша-ша- нашли мы малыша.

Затем вводим звук в речь-, то есть автоматизируем в словосочетаниях, и в предложениях (стихи, скороговорки, тексты, работа с деформированным предложением «Саня , Соня, детский сад идти в»

Часто дети заменяют одну группу звуков звуками другой группы: шипящие на свистящие или наоборот, Л на В, Р на Л и т.д, поэтому следующий этап- это дифференциация смешиваемых звуков. На этом этапе хороши такие игры «Исправь ошибку» , упражнение «Язычок качается на волнах», чистоговорки, «Веселые пассажиры».

Помните! Звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, его место в слове (в начале, в середине, в конце) Надо не забывать и о положении языка, губ, правильном выдохе, успеть оформит свою мысль, обдумать содержание высказывания. Конечно, мы должны понять, какая трудная задача стоит перед ним. Поэтому надо внимательно выслушать ребенка. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса. Помните - красивая речь- это систематический каждодневный, упорный труд родителей, логопеда, ребенка, воспитателя. Не жалейте похвалы за самые незначительные успехи.

Хочу поблагодарить Вас за участие в семинаре, за сотрудничество и вручаю вот такие памятки, которые послужат вам руководством по выполнению с ребенком домашнего задания. На этой позитивной ноте позвольте закончить наш семинар. Желаю вам успехов и радости в общении с вашими детьми.

Список литературы:

  1. Журнал «Логопед» № 7 /2013.
  2. «В мире слов, букв и звуков» Ю.А.Фадеева, Г.А. Пичугина.
  3. «Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей» В.Н. Чернякова.
  4. «Логопедический массаж, игры и упражнения» И.Ю.Оглоблина, С.Ю. Танцюра.
  5. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Е.С. Анищенкова.

Возврат к списку

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Карта сайта
Разработка и поддержка сайта