Версия сайта для слабовидящих

Играя с пальчиками – развиваем речь

Играя с  пальчиками – развиваем речь 22.08.2016

Подготовила воспитатель Охрименко В.Н.


Играя с пальчиками – развиваем речь
Не надо настаивать на продолжении игры.
Ведь невозможно справиться со всеми заданиями,
рассчитаными на несколько лет,
за неделю или за месяц…
Но когда малыш, забыв об игре,
снова возвращается к ней,
она приобретает прелесть почти новой.

Б. П. Никитин

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Если рассматривать игру в разрезе федеральных государственных требований к реализации образовательных областей, то можно заметить, что игра соответствует каждой образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание простейших явлений и т. д.)

Игра используется как средство развития мышления, воображения, памяти, речи, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук.

Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи, но и один из вариантов радостного общения с ребенком.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

- Выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно замените новыми.

- Наиболее понравившиеся игры можно повторять и возвращаться к ним по желанию ребенка.

- Нельзя принуждать ребенка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Как играть в пальчиковую игру?

  1. Взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит.
  2. Взрослый выполняет движение руками ребенка.
  3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Предлагаю несколько пальчиковых игр:

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.




Хлопают в ладоши.


Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.



Поднимают большой палец вертикально.



Шевелят всеми пальцами.


Большая стирка

С мамой мы белье стирали,

Вместе в речке полоскали

Выжали, повесили –

То-то стало весело!

Ребенок трет один кулачок о другой.

Ребенок водит раскрытыми ладонямивправо-влево, имитируяполоскание белья.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья.

Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.


Наша прогулка

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор вышли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.

Ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинчика.

Ребенок «идет» по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты.

Ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками.

Ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками.

Ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой.

Ребенок кладет ладошки на стол или колени то одной, то другой стороной.


Две сороконожки

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Бежали, бежали,

Друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

так друг друга обнимали,

так друг друга обнимали…

Еле их разняли.

Перебирать пальчиками обеих рук, изображая бег.

Положить кисти рук на плечи крест-накрест.

То же самое, только поменять ручки.

Пальчики сцепить в замок.

Разомкнуть пальчики.


Дружные пальчики

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит, никогда его не сбросит.

Ну а это - средний, длинный

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному, начиная с мизинчика.









В конце снова сжимают пальцы в кулак, но большой кладутсверху.


Замок

На дверях висит замок.

Никто его открыть не смог?

Мы замочек потянули,

Мы замочек покрутили,

Мы замочек постучали

И открыли!

Дети сжимают пальцы в «замочек».

Пожимают плечами.

Тянут в стороны сцепленные кисти.

Крутят сцепленные кисти.

Стучат основанием кистей друг о друга.

Разводят кисти в стороны.


Список используемой литературы:

1. С.Шанина, А. Гаврилова Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка Дом XXI век РИПОЛ КЛАССИК Москва, 2011.

2. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь Санкт-Петербург 1999.

3. ж. Воспитатель ДОУ №6 2010.

4. О.В. Елецкая, Е, Ю. Вареница День за днем говорим и растем М.:ТЦ Сфера, 2005.


Возврат к списку

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Карта сайта
Разработка и поддержка сайта