Версия сайта для слабовидящих

«Что такое дисграфия?» (профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте)

«Что такое дисграфия?» (профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте) 05.10.2018

Дисграфия —это частичное нарушение письма, проявляющееся в специфических, стойких, многократных, повторяющихся ошибках.

Как проявляется дисграфия на письме у первоклассников:

1. Если ребенок неправильно произносит звуки (сапка, шапоги,

лакета и пр.), он так и напишет эти слова, потому что при письме он их мысленно проговаривает именно с "неправильными" звуками.

2.Ребенок имеет чистое звукопроизношение, но при чтении и письме путает звуки со схожими по звонкости-глухости (б-п,т-д,г-к), или по твердости -мягкости. Вместо "дубок, банка" пишет "тупок, панка".

3.Ребенок затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).

4.Ребенок не умеет анализировать (т.е. четко понимать и представлять) последовательность звуков и слогов в словах, последовательность слов в предложении. Это проявляется в том, что на письме ребенок пропускает буквы и слоги в словах (лимон = ЛМН, дружно — "дуружно, репка= рекпа), прикрепляет к одному слову часть следующего слова и т.п

5. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно. Буквы и цифры разного размера, строчка то опускается, то поднимается.

6. Существует еще один тип дисграфических ошибок письма, но он проявляется после 1-2 класса так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать разные части речи между собой.

В группу риска по дисграфии входят дети, если :

· ребенок от рождения левша

· малыша переучили на правшу

· в дошкольном возрасте у него были логопедические проблемы

· в семье разговаривают сразу на нескольких языках.

· обучать ребенка грамоте начали неоправданно рано или слишком рано отдали в школу.

· у малыша нарушено внимание и имеются проблемы с памятью.

· ребенок слишком много времени проводит перед экраном телевизора: глазные мышцы привыкают к хаотичному движению и в дальнейшем ребенку трудно последовательно следить за строчкой при чтении и письме.

·

Почему возникает дисграфия?

1. Одной из самых частых причин дисграфии у детей является нарушение функций их головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного. Редко кто связывает двойки в тетрадках с периодом внутриутробного развития ребенка. К сожалению, любое неблагополучие в период вынашивания ребенка может повлиять на формирование важных функций его головного мозга.

2. Специфические ошибки на письме в школе — следствие нарушения устной речи дошкольников. К сожалению, канули в прошлое вечера, когда родители читали детям сказки, а детки рассказывали, как прошел день в детском саду. Часто разговор родителей с малышом ограничивается короткими фразами "Ел? Дрался?" Нередко мама и не ждет ответа ребенка, сама отвечает за него. Школьник должен уметь рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас и чистое звукопроизношение.

3. Трудности левши. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызвать трудности в освоении письменной речи.

Внимание! Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

О приемах профилактики различных видов дисграфии мы поговорим в следующих консультациях.

«Игры и игровые пособия в профилактике дисграфии у старших дошкольников»

Для профилактики акустико - аграмматической дисграфии:

- «Одень Соню и Шуру». - Одежду в названии которой есть звук «С» предлагаем Соне, а звук «Ш» Шуре.

- « Припомни и назови друзей зайца и жирафа из зоопарка». Животные, в названии которых слышится звук «З»- друзья зайца, «Ж» - жирафа.

Также эти игры позволяют расширить словарный запас по теме «Одежда», «Животные». Сначала игры проводятся с опорой на иллюстративный материал, а потом и без него.

Формированию фонематического восприятия и слуховой дифференциации способствуют задания:

- «Найди слова с определённым звуком в предложении»,

- « Вспомни и назови цвет каждой дощечки забора». Выдели звуки Р-Л. (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, розовый… )

- «Из стихотворения выдели слова с заданным звуком».

- «Светофор».- Если в слове дети слышат твёрдый согласный звук, то поднимают синий светофор ,если мягкий – зелёный.

- Используются настольно- печатные игры, например, игры из серии:

«Дин-Дон» - закрепляющие знания о том, что в русском языке все согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.

- «Найди животное» - игра знакомит не только с особенностями внешнего вида животных, но и учит находить целое изображение по фрагментам, развивает внимание, наблюдательность, память и мышление.

- «Соедини предметы линиями» - так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета». Например: туфли и шляпа – красного цвета.

– «Найди буквы А – О, С – Е среди букв».

- «Положи рядом с каждым предметом ту букву на которую похож». Например: пуговица – О, ветка – У.

- «Что есть что?» - игра учит находить изображение предмета по контуру, выделять фигуру из набора линий.

- «Картинка в картинке» - помогает развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление. Ребёнок сначала выкладывает отдельные предметы, состоящие из нескольких карточек, затем эти отдельные предметы собирает в большую картину.

- « Составь слово из букв»,

- « Пройди лабиринт вместе с Буратино и его друзьями». Прочитай текст, записанный на дорожках (для читающих детей), обведи буквы А- О, С – Е.

- « Скажи, сколько звездолётов летит направо, налевовверх, вниз?», позволяющие не только ориентироваться на листе бумаги, но и согласовывать им. существительные с числительными.

- «Какая машина едет к домику, а какая от домика?»,

- «Дорисуй на картинке то, что забыл художник».

- «Подбери по контуру» - игра развивает не только зрительное восприятие, но и умение классифицировать предметы, называя обобщающее слово.

Предупреждению нарушений языкового анализа и синтеза помогают следующие приёмы:

- «Придумай предложение по сюжетной картинке с определённым количеством слов».

- «Составь предложения с предлогом».

- «Сочини сказку»- дети друг за другом составляют предложения на заданный сюжет, выбирают самое короткое и самое длинное предложение, делают его разбор.

- «Слоговое лото» - с помощью этой игры детей можно научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры: Г, СГ, СГС, ГС, - а также читать слова из трёх слогов.

«Слоговое домино» - способствует формированию у детей первоначального навыка слогового чтения двусложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов.

«Слоговые кубики» - на начальном этапе обучения чтению кубики помогают детям отработать навык слогового чтения, развить пространственное и логическое мышление, расширить словарный запас повысить познавательную активность.

- «Посели зверя в домик» - сколько слогов в названии животного, столько окошек в его домике.

- «Вылечи словечко» - у ребёнка карточка с картинками написанными под ними слогами, например – САНИ, ЛИСА, ребёнок должен посмотреть на картинку и поставить слог СА в начало или конец слова.

Фонематический анализ является наиболее сложной формой языкового анализа, в связи с этим работа проводилась в следующей последовательности:

- « Найди звук» выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия):

- «Назови гласный, согласный звук в слове»

- « Разложи картинки под гласными, согласными».

- Вычленение звука из начала и конца слова, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова):

- «Гусенички» - пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза. Можно предложить детям подобрать схему слова к картинке, а потом иллюстративный материал убрать.

- « Звуковые замки» - дети закрепляют понятия гласных, твёрдых и мягких согласных звуков в слове.

Определение последовательности и количества звуков в слове:

- «Сосчитай сколько звуков в слове».

Несформированность лексико – грамматического строя речи способствует появлению аграмматической дисграфии. Для формирования лексико – грамматического строя речи:

- «Закончи предложение, изменяя слово – вода, снеговик…

- «Составь пословицы из перепутанных слов, объясни их смысл».

- «Помоги Незнайке вставить в рассказ слова, отвечающие на вопрос – КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЮТ?

Настольно- печатные игры:

- «Маленькие слова» - эта игра помогает детям научиться понимать пространственное значение предлогов, сформировать представление о предлоге как об отдельном слове, научиться составлять предложения по картинке, а потом без неё, способствует развитию связной речи.


Возврат к списку

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Карта сайта
Разработка и поддержка сайта