11.12.2020
1. Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.
Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних.
1.1. Физическое насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, телесные повреждения, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, вреда здоровью и угрозы жизни несовершеннолетнего.
Формы физического насилия.
ž Избиение: пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки, порка, сильное встряхивание грудных детей
ž Нанесение травм, ожогов, укусы, вырывание волос
ž Фиксация в неудобной позе
ž Изоляция (запирание в кладовке, туалете)
ž Преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды), грубое нарушение режима дня
ž Обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос).
1.2. Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.
Формы психологического насилия:
· Отвержение – враждебное отношение, унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения».
· Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.
· Игнорирование – нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
· Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.
· Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
1.3. Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера.
Формы сексуального насилия над ребенком:
Контактное:
· Половой акт
· Телесный контакт с половыми органами ребенка
· Введение различных предметов во влагалище или анус ребенка
· Мастурбация
Неконтактное:
· Демонстрация эротических и порнографических материалов, обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку
· Совершение полового акта в присутствии ребенка, игры сексуального характера
· Подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур
· Принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц
· Изготовление порнографических изображений ребенка
· Подавление нормальных сексуальных интересов ребенка
· Разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка
1.4. Пренебрежение нуждами – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Формы пренебрежения нуждами:
· Оставление ребенка без присмотра, отсутствие защиты, бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему, безучастие к общению и играм с ребенком.
· Непредоставление ребенку питания (приготовление пищи непригодным способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка), несоответствие одежды ребенка погодным условиям, размеру и возрасту, отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей.
· Опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам.
· Отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды.
· Непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке.
2. Особенности внешнего вида ребенка, подвергавшегося жестокому обращению.
ž Задержка физического (рост, вес), умственного, речевого и моторного развития.
ž Наличие заболеваний: ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, педикулез, аллергические патология, энурез, инфекции мочеполовой системы, нервные тики.
ž Печальный, сонный внешний вид.
ž Повреждения кожи и внутренних органов, потери сознания, головные боли, кровоизлияния.
3. Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить
наличие жестокого обращения.
ž Нарушение аппетита или постоянный голод.
ž Нарушение сна: сокращение, увеличение, прерывистость, однотипные кошмары.
ž Низкая успеваемость в школе, Расстройства внимания, нарушения памяти, речевого развития и восприятия.
ž Неумение контактировать со сверстниками и взрослыми: заискивающее, угодливое поведение, агрессивность, замкнутость, боязнь контакта, болезненное отношение к замечаниям, отсутствие друзей, неразборчивое дружелюбие.
ž Низкая самооценка, Потеря чувства собственного достоинства.
ž Депрессия, Тревожность, Длительное подавленное состояние, Плаксивость. Вина, стыд.
ž Нарушения в поведении: воровство, лживость, побеги из дома, употребление наркотиков и алкоголя, сексуальные игры со сверстниками или игрушками, суицидальные попытки, беспорядочные половые связи.
4. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения.
ž Сохраняйте спокойствие.
ž Узнайте точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно вслушивайтесь в то, что ребенок говорит сам.
ž Ни в чем не обвиняете его, избавьте его от чувства стыда и вины.
ž Скажите ребенку, что вы собираетесь делать.
ž Подбодрите ребенка. Помогите ему возобновить его привычную деятельность.
ž Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой и медицинской.
5. Факторы безопасности ребенка.
ž Родители умеют контролировать свои эмоции.
ž Дети способны самостоятельно обратиться за помощью.
ž Семья готова оказать поддержку ребенку.
ž Семья открыта помощи.